"...Называли посланцем дьявола,
кораблем мертвецов назвали..."
Из поколения в поколение моряки
пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ
всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика, с ним
связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда
действительно очень поэтична.
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только
хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера -
среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и
сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все
тут очень просто и безысходно: они повстречались с "Летучим
голландцем".
Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен.
Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй
Надежды его корабль попал в сильный шторм .Команда без промедления
начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать
бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или
иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало
того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за
судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с
пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью
обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал
предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм
рыбам.
- С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, - прорычал
капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело
штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова
пустил в ход пистолет.
С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и
разрушение. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно
держится на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает
из утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в
жизни, тем лучше. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца
предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому
моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные
подковы.
"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"
Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию.
Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую
подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под
завесой времени.
Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой
шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие – Ван Страатеном,
третьи – просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла
реальная история, произошедшая с одним из голландских
мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть
мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого
поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов
Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться
до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно.
Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде,
упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что
провозгласил: "Я попаду туда, даже если у меня это займет время до
самого конца света!" Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор
корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.
Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В
1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной
болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в
местном порту. Власти отказали из соображений безопасности.
Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании,
обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов
судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой
скелетов на борту.
11 июля 1881 г. в судовом журнале фрегата военно-морского флота
Великобритании «Бакканте», который огибал мыс Доброй Надежды,
появилась запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек
«Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет,
исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко
вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующее утро
впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с
мачты и разбился насмерть. Позднее внезапно заболел и умер командир
эскадры.
За последние 400 лет «Летучий голландец» видели много раз. Встречи
с ним наиболее часто происходят южнее мыса Доброй Надежды.
Окрашенный в черный цвет и ярко освещенный, корабль всегда идет с
гордо поднятыми парусами, даже в самую свирепую погоду. Временами
оттуда раздается голос, но люди опытные не отвечают на вопросы
таинственного призрака, ибо знают: за этим обязательно последует
несчастье. Некоторые моряки убеждены, что достаточно просто
посмотреть на корабль, чтобы найти свою смерть при
кораблекрушении.
Даже экипажи немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны
испытывали страх перед «Голландцем», которого много раз видели к
востоку от Суэца. Адмирал Карл Дениц писал в своих донесениях в
Берлин: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с
силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас
повторной встречи с фантомом».
Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из
представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года
британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный
принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак.
Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать
королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на
дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.
Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что
легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939
года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских
купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о
нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из
немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы
прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные
для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это
мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода
атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.
Корабли , идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе
не редкость.
Ранним солнечным утром 1850 года судно "Морская птица" появилось у
побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт.
Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми
парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров,
огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу.
Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне не было
ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике
стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки.
Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы = все было
на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из
Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон
Дарем.
Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: "Вышли на траверз
рифа Брентон". Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от
Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла,
рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их
приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное
полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.
Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений
исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая
эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан
и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об
этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал
отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно
отправилось в Тунис, однако местного властителя успели
предупредить, и он запретил пускать корабль в порт. Команда решила
вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь
эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце
концов неприкаянный парусник пропал без вести.
Другое объяснение - инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук - это
не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее
16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в
воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости
ветра в 20 м/сек мощность "голоса моря" достигает 3 Вт с каждого
метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует
инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц,
результатом воздействия которого на организм могут стать временная
слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких
приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц,
после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения
составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как
сердце не в силах выдержать такую нагрузку...
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода "Пиккубен"
заметили трехмачтовый парусник "Эбий Эсс Харт". На его мачте
развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они
увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума.
Лица мертвых, те, что еще не так сильно были тронуты тлением, были
искажены ужасом.
Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и
только! Люди подвержены болезням - это верно, но ведь и корабли
дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.
В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода
"Джонсонс" поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту
которого с трудом читались полустертые слова "Малборо". Паруса и
мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы
прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими
лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов.
Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и
прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан
парохода, не имея возможности, да и желания взять судно- призрак на
буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и
приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям
о своей находке. Быстро выяснилось, что "Малборо" в январе 1890
года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и
мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был
известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели
1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли.
Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло
быть, но факт оставался фактом.
Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной.
Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А
может быть, Летучий Голландец – всего лишь миф? Кто знает…
Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о
"Летучем голландце" забавным происшествием из недавнего
прошлого.
В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии
пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный
парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в
камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они
столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами.
Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился
репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили
передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и
разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про... "Летучий
голландец". При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий
корабль у причала, и судно, переполненное статистами, "поймав"
ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с
"Летучим голландцем" заканчивается так же благополучно.
|