Сериал «Падение»
Британские телевизионщики порадовали любителей жесткой драмы новым сериалом
«Падение» («Крах»), главным украшением которого является исполнительница
главной роли Джиллиан Андерсон. Она играет детектива Стеллу Гибсон,
которая проникает в преступный мир Северной Ирландии, чтобы вычислить и
обезвредить серийного маньяка, терроризирующего город Белфаст.
Сериал затягивает, хотя не с самых первых минут. Но из-за присутствия
Джиллиан Андерсон не покидает ощущение, что в Ирландию приехала агент
Скалли. Возможно, это субъективно, но поживем – увидим. Пока же все
очень стильно снято – этого у британцев не отнять – не перегружено
экшном, а характеры героев раскрываются медленно, неторопливо, с
чувством, с толком, с расстановкой. Кроме Джиллиан в сериале заняты
Джеми Дорнан («Однажды в сказке»), Джон Линч («Мерлин») и Майкл
МакЭлхаттон из «Игры престолов».
Последние годы Джиллиан Андерсон провела на вторых ролях либо в костюмных ТВ-драмах («Большие надежды», «Моби Дик»), либо в фильмах,
которые не доходили до российского проката. Плюс — недавно мелькнула в
нескольких эпизодах нового «Ганнибала» в роли психиатра Лектера. В
«Падении» Андерсон играет холодную карьеристку, старшего офицера полиции
Стеллу Гибсон, которую приглашают в невзрачный ирландский город Белфаст
выследить серийного убийцу. Кажется, самоуверенно-снисходительный тон
ее героини имеет более глубокие причины, чем обычное презрение к людям:
возможно, однажды она решила отбросить эмоции и начать доверять
инстинктам. Как раз проницательности ей не занимать — Гибсон мгновенно
понимает, что имеет дело с серийным маньяком, а потом описывает его
методы и мотивы, будто сама убивает по девушке в день. Убедительный маньяк
Вторым — а на самом деле первым — важным персонажем сериала является сам маньяк, с ним зритель знакомится гораздо ближе, чем с героиней
Джиллиан Андерсон. Зовут его Пол Спектор, и играет его актер, модель и
музыкант Джейми Дорнан (сериал «Однажды в сказке»/«Once Upon a Time»).
Маньяк Спектор — бородатый красавец-семьянин, который такой вроде бы
Декстер и одновременно немножко Супермен из нового фильма Зака Снайдера.
Он атлетично сложен, силен, большое внимание уделяет своему телу и
вообще обостренно воспринимает все телесное. Как и положено маньякам,
Спектор ведет двойную жизнь: днем он психолог средней руки, муж
добродушной акушерки и заботливый отец двоих детей, ночью — душегуб,
извращенец и искусный взломщик. Впрочем — как и в «Правосудии Декстера»
(и других сериалах про обаятельных маньяков), — в какой-то момент
начинаешь сопереживать Спектору гораздо больше, чем хладнокровной
полицейской. Да, он забирается в дом к женщинам, ворует у них нижнее
белье — зато посмотрите, как мило он украшает и заполняет свой дневник,
как трепетно обходится с трупами. По-настоящему страшно становится,
когда он начинает убивать. Жертвы Спектора — брюнетки-карьеристки слегка
за тридцать. Легко приписать ему женоненавистнические мотивы (мол,
недолюбливает своих ровесниц, которые более успешны, чем он), но есть
подозрение, что он испытывает к своим жертвам гораздо более сложные
чувства. Сценарий
Тот самый случай, когда внимание привлекают не жанр и тема (сериал про маньяка, ага), а тип повествования и способ изложения сюжета.
Аспекты расследования, поиска маньяка тут не так уж важны — зритель
знает его в лицо с первых минут. Гораздо интереснее следить, как
рифмуются персонажи Джиллиан Андерсон и Джейми Дорнана: охотника и
жертву показывают параллельно, с очевидными аналогиями, слияниями и
поглощениями (временами даже как-то слишком в лоб). Метод не то чтобы
новый и выдающийся, но занятный как минимум. Как только зритель
понимает, что Стелла Гибсон и Пол Спектор — это примерно одно и то же,
то сразу обнаруживается множество забавных мелочей. Стелла примерно так
же относится к мужчинам, как и Спектор к своим жертвам, оба педантичны,
оба сексуальны, оба склонны к доминированию; примерно как в «Ганнибале»,
когда инспектор Грэм понимает, что у него мозги устроены примерно так
же, как у доктора Лектера. Визуальное решение
На уровне ракурсов — идеальная современная английская драма в мрачном нордическом стиле; не «Убийство»/«The Killing», но что-то близкое.
Грамотное соотношение ручной камеры, проездов и статичных кадров, одна
претенциозная сцена с пролетом камеры под потолком квартиры, но в
остальном — загляденье. Поражает, как с помощью ракурсов и монтажа
передается тревожное дыхание и сексуальное напряжение, которым пропитан
весь сериал (большая часть действия происходит под покровом ночи и в
основном в спальнях). Портреты главных героев рисуются осторожными
штришками, примерно так: забрался в дом, понюхал нижнее белье, съел
мандаринку — и про героя уже все понятно. Новый режиссер
«Падение» — это дебют на британском телевидении молодого бельгийского режиссера Якоба Вербрюггена, который до этого снял у себя на родине три
сезона успешного процедурала про женщину-полицейского «Код 37», а затем
сделал его полнометражную версию (там тоже мрачно, действие в основном
происходит в ночное время, показана неприглядная жизнь современной
Бельгии, но ничего выдающегося). Однако «Падение» — лучший сериал про
маньяка в этом сезоне, и имя режиссера стоит запомнить.